Человек может быть признан одержимым:
1) Когда утверждает сам, что он одержим Дьяволом.
2) Когда он ведет дурную жизнь.
3) Когда он чуждается людей и проводит жизнь в строгом одиночестве.
4) Когда он страдает продолжительною болезнью с необычайными признаками и припадками вроде непробудного сна, извержения со рвотою различных предметов, не входящих в состав пищи, и т.д.
5) Когда он изрыгает хулу на Бога и часто поминает Дьявола.
6) Когда он заключил договор с Дьяволом.
7) Когда его мучают злые духи.
8) Когда у него на лице появляется особо ужасное выражение, приводящее людей в трепет.
9) Когда он жалуется на скуку и пустоту жизни, когда им овладевает отчаяние.
10) Когда он впадает в бешенство, буянит и дерется.
11) Когда он издает крики, свист и рычание подобно дикому зверю, птице или гаду.
"...одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство."
Генрих Гессе
ЭкзорцизмСуществующая в различных религиях практика изгнания злых духов из одержимого с помощью заклинаний, молитв и обрядовых действий.
Согласно Библии, в Саула вселился злой дух, которого изгнал Давид игрой на гуслях (1 Цар.16:14-23). Экзорцизм описан также в книге Товита и неоднократно упоминается в Талмуде.
Случаи изгнания бесов Иисусом Христом и Его учениками, неоднократно описываются в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов. В средние века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей: ребенку три раза дули в лицо, повторяя при этом, "Изыди, нечистый дух, освободи место Духу Святому". С 1614 г. эта практика была закреплена в римско-католическом обряде. Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских крещальных обрядах, как и в первом молитвеннике короля Эдуарда VI (1549).
В древней Церкви существовало особое служение экзорцистов, соответствовавшее одному из нижних уровней церковной иерархии. Процесс экзорцизма включал в себя возложение рук на одержимого, изгнание злых духов из готовящихся к крещению (оглашенных).
В раннесредневековой Европе народные поверья о демонах, вселяющихся главным образом в женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались Католической Церковью как языческие суеверия.
Богословское переосмысление проблемы контактов людей с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы Католической Церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами.
В современной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение, сохранившись в чине Таинства крещения, которое снимает с человека печать греха ("Конституция LО Церкви в современном мире¦, ¬ 37).
В Англиканской Церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением.
Практика изгнания злых духов существует и в Православной Церкви. Так, например, Чин изгнания беса можно найти в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевском Петром Могилой в 1646 г.
В чинопоследовании оглашения и крещения Православной Церкви сохранились особые, очень древние (известные еще по Lогласительным поучениям Кирилла Александрийского (IV в.) заклинательные молитвы. В одной из богослужебных книг Православной Церкви - LБольшом требнике¦ также имеются молитвы Lдля изгнания бесов¦.
Весьма развита экзорцистская практика у пятидесятников и в других харизматических движениях.